О заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

31 августа 2022 года на заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены и в основном согласованы проекты различных правовых актов, среди которых можно отметить:

1) Проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Проектом устанавливается, что в 2023 году и на плановый период 2024 и 2025 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договоров авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Тем самым сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс в Проекте сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III групп.

2) Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Проект разработан во исполнение соответствующего поручения Президента РФ В.В.Путина от 31.12.2022 № Пр-2576 по итогам совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса, состоявшегося 02.12.2021 г., в целях повышения уровня социальной защиты пострадавших на производстве граждан и членов их семей.

В частности, Проектом предусматривается увеличение размера единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (вместо одного миллиона рублей устанавливается два миллиона рублей) и размера ежемесячных страховых выплат отдельным категориям получателей страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (расчет ежемесячной страховой выплаты производится из среднемесячного заработка не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также производится соответствующий перерасчет ранее назначенных выплат).

3) Проект федерального закона № 130955-8 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению».

Проектом предлагается создание с 1 января 2023 года на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) страхования банковских вкладов и гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Проект устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав участников, регулирует отношения между субъектами системы гарантирования прав участников, определяет порядок и условия осуществления гарантийного возмещения.

Гарантийным случаем в соответствии с Проектом будет являться аннулирование лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание НПФ банкротом и открытие в отношении фонда-участника конкурсного производства.

НПФ обязан уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных резервов, вести учёт сведений на пенсионных счетах, обеспечивающий возможность сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств НПФ перед участниками, правопреемниками участников, а при наступлении гарантийного случая – в течение пяти рабочих дней представить в АСВ реестр обязательств НПФ, сформированный на дату наступления гарантийного случая.

Фонд гарантирования пенсионных резервов принадлежит АСВ на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты участнику (правопреемнику участника) или перевода в другой НПФ гарантийного возмещения.

На этапе накопления Проект предусматривает, что участникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах (взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата их размещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы – 1,4 млн. рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотрен в настоящее время системой страхования банковских вкладов граждан.

На этапе выплат, Проект предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости.