АО «ИЭРТ»

Краткие справочные материалы об истории АО «ИЭРТ»

История института восходит к довоенному периоду. На рубеже 1920 – 1930-х гг. в стране развернулась индустриализация. Возникла острая потребность в образовании централизованной структуры, способной решать актуальные задачи по обоснованию строительства новых железных дорог и техническому перевооружению существующих железнодорожных линий.
15 марта 1940 г. в соответствии с приказом по Наркомату путей сообщения (НКПС) СССР на базе отдела технико-экономических изысканий Союзтранспроекта НКПС была создана самостоятельная организация – Проектное бюро технико-экономических изысканий железнодорожного транспорта (Проектное бюро ТЭИ). С этого дня берет свое начало история АО «ИЭРТ».

Уже в довоенные годы его специалисты наряду с разработкой экономических условий проектов занимались решением проблем, которые возникали в ходе строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта. Перед ними стояли следующие задачи:

  • развитие дорожной сети;
  • увеличение пропускной способности железных дорог;
  • строительство Байкало-Амурской магистрали и вторых путей на важнейших направлениях;
  • унификация длины приемо-отправочных путей;
  • размещение и развитие заводской ремонтной базы с расчетом структуры и численности парка подвижного состава.

1941-1945 гг. Специалисты Проектного бюро активно участвовали в проектном сопровождении огромного объема военно-восстановительных работ, когда было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, 4 тыс. станций, тысячи инженерных сооружений и другие важнейшие объекты. Даже в тяжелые военные годы было построено 8,5 тыс. км новых железнодорожных линий, а восстановление велось с учетом возможности освоения перспективных объемов перевозок и последующей модернизации инфраструктуры.

Многие изыскатели-проектировщики проявляли героизм при непосредственном обеспечении воинских перевозок и были отмечены правительственными наградами.

1945-1954 гг. Потребовалось решить немало организационных и кадровых вопросов, практически заново сформировать дееспособный коллектив проектировщиков-изыскателей, с тем чтобы выполнить первостепенную народнохозяйственную задачу – в кратчайшие сроки не только восстановить железнодорожный транспорт, но и обеспечить его дальнейшую модернизацию и развитие.

Именно поэтому 14 декабря 1945 г. НКПС издал приказ, в соответствии с которым на базе Проектного бюро ТЭИ была организована Специализированная контора по технико-экономическим изысканиям и проектированию на железнодорожном транспорте («Транстэипроект») с отделами экономики и развития сети. За два послевоенных года, кроме текущих и оперативных работ по проектному обоснованию восстановления железнодорожной инфраструктуры, были разработаны такие важнейшие документы, как «Генеральная схема железнодорожного строительства в 1946‑1960 гг.» и «Проект развития сети железных дорог Союза ССР на генеральную перспективу».

С 6 апреля 1951 г. после укрупнения института и образования в его составе еще четырех отделов – технических условий и научно-методических разработок, сметных нормативов, норм инженерно-технического труда, типового проектирования – полное название стало звучать как «Всесоюзная проектная контора по технико-экономическим и научно-методическим разработкам на железнодорожном транспорте («Транстэипроект»)».

14 августа 1954 г. на основе Транстэипроекта создается Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования на железнодорожном транспорте (Гипротранстэи МПС), который решением Госстроя СССР был отнесен к числу головных в этой области.

1954-1970 гг. Образование Гипротранстэи совпало с периодом коренной технической реконструкции железных дорог на базе широкого внедрения электрической и тепловозной тяги. Ведущие специалисты института выступили активными сторонниками электрификации.

Одна из крупнейших работ института того времени – «Генеральная схема электрификации железных дорог», в которой с помощью специально созданных методик и разработанных нормативов устанавливалась очередность перевода линий на электрическую тягу. В соответствии с этой схемой, в 1956 г. легшей в основу «Генерального плана электрификации железных дорог», принятого на правительственном уровне, к началу 80-х годов было электрифицировано 40 тыс. км важнейших железнодорожных направлений сети.

1970-1990 гг. Начиная с 70-х годов в тематике института стали преобладать комплексные сетевые работы. Они выполнялись в содружестве с широким кругом академических, научно-исследовательских и проектных организаций самых различных отраслей. Большинство основополагающих директивных и концептуальных документов по развитию железнодорожного транспорта страны и международных транспортных связей было выпущено с участием специалистов Гипротранстэи.

Главной фундаментальной работой института, которая проводилась, начиная с середины 40-х годов, по-прежнему была «Генеральная схема развития и размещения объектов железнодорожного транспорта». Ее материалы становились основой планирования развития и реформирования железнодорожного транспорта, внедрения прогрессивной техники и современной технологии.

1990-2003 гг. Начавшаяся в стране в конце 80-х годов экономическая реформа выдвинула новые задачи. Для их решения надо было переориентировать деятельность коллектива Гипротранстэи, поставить во главу угла насущные проблемы снижения текущих и капитальных затрат, повышение доходности отрасли.

Рыночные условия хозяйствования 1990-х потребовали принципиально иных подходов к экономической работе. Необходимо было переключить внимание с вопросов перспективного развития на решение проблем текущего дня, искать наиболее эффективные направления деятельности. В этот период были выполнены технико-экономические обоснования повышения скоростей пассажирских поездов на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Красное и Москва – Воронеж – Ростов – Минеральные Воды.

Также в конце 90-х – начале 2000-х годов институт принимает активное участие в подготовке стратегических документов по реформированию и модернизации железнодорожной отрасли. 1 октября 2003 г. Гипротранстэи становится филиалом ОАО «РЖД».

2003-2010 гг. При активном участии института холдинг «РЖД» реализовал несколько значимых инвестиционных проектов. В рамках совместной работы Гипротранстэи занимался обоснованием усиления провозных и пропускных способностей направлений к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, Приморского края и Дальнего Востока. Специалисты института участвовали в выборе трассы коридора Север – Юг, прорабатывали вопросы по созданию Транскорейской магистрали и многое другое.

1 января 2011 г. Гипротранстэи – филиал ОАО «РЖД» получил статус открытого акционерного общества и новое название «Институт экономики и развития транспорта».

2011-2015 гг. Для повышения качества и аргументированности прогноза перспективных потребностей национальной экономики в железнодорожных перевозках грузов, для обоснования долгосрочных перспектив и разработки сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом ОАО «ИЭРТ» совместно с ИНП РАН впервые разработало и внедрило программно-методический комплекс сценарного моделирования на основе применения межотраслевых межрегиональных балансов.

В это время специалисты института обосновывают проект строительства железнодорожной линии между материком и о. Сахалин, участвуют в разработке инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, разрабатывают методику классификации и специализации железнодорожных линий общего пользования ОАО «РЖД», выполняют многие другие проекты.

2015–2020 гг. После включения в структуру АО «ИЭРТ» отделения взаимодействия транспортных систем у института расширяется сфера деятельности – активно развивается автоматизация и цифровизация технологических процессов холдинга «РЖД».

В АО «ИЭРТ» создается целый ряд автоматизированных систем, ныне находящихся в промышленной эксплуатации, примерами которых могут служить:

- автоматизированная система технологии организации вагонопотоков (АСОВ) с использованием которой осуществляются функции ведения нормативной базы плана формирования, проведения расчетов эффективности и подготовки аналитики по факту выполнения перевозок;

- автоматизированная система «Паспорт наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» (АС Паспорт НПС) в рамках которой автоматизированы процессы расчетов пропускной способности с учетом инфраструктурных факторов для оценки их влияния на пропускную и провозную способности;

- имитационная ресурсная модель использования инфраструктуры ОАО «РЖД» (АС ПРОГРЕСС), которая обеспечила имитационное моделирование эксплуатационной работы сети железных дорог ОАО «РЖД» на основе пропускных способностей участков, перерабатывающей способности станций, плана формирования и маршрутизации, технологии тягового обслуживания и «шахматки» груженых и порожних вагонопотоков, включая определение влияния временно отставленных от движения грузовых поездов на показатели эксплуатационной работы сети железных дорог ОАО «РЖД»;

- автоматизированная система ведения технологии взаимодействия железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (АС ЕТП), позволившая автоматизировать процесс разработки единого технологического процесса станции, включая технологию обработки поездов на станции примыкания и железнодорожном пути необщего пользования, подачи и уборки вагонов, организацию поездной и маневровой работы на железнодорожном пути необщего пользования и многое другое.

Одним из примеров масштабных проектов, выполненных АО «ИЭРТ» в 2019-2020 гг., является разработанная Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. В рамках указанной работы институтом было предложено поэтапное развитие железнодорожного сообщения, предусматривающее запуск новых пригородно-городских маршрутов, которые позволят создать связи центра города с крупными селитебными зонами и городами-спутниками, снизят нагрузку на улично-дорожную сеть, а также позволят интегрировать железнодорожный транспорт в транспортную систему агломерации за счет организации новых транспортно-пересадочных узлов в связях с линиями метрополитена и наземным городским транспортом.

Также АО «ИЭРТ» выполнялось информационно-аналитическое сопровождение реализации комплексных инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры с оценкой коммерческой и социально-экономической эффективности Восточного полигона, Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также Центрального транспортного узла.

АО «ИЭРТ» во взаимодействии с научным отраслевым комплексом холдинга «РЖД» осуществил разработку технологического раздела Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД». Целью работы являлась оценка всех готовых и перспективных технических и технологических решений для внедрения на железнодорожной сети, что стало новым импульсом направления развития научной мысли, включая учет отечественных разработок и импортозамещения при формировании стратегических документов.

Среди работ АО «ИЭРТ» по перспективному развитию железных дорог зарубежных стран следует выделить Концепцию стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520 мм» до 2030 года, одобренную на семьдесят третьем заседании Совета по железнодорожному транспорту всеми странами-участниками Содружества.

2021 г.–настоящее время.

Сегодня АО «ИЭРТ» является отраслевым центром компетенций в области железнодорожного транспорта, фокусируясь на проведении прикладных научных исследований для обеспечения опережающего развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта.

К основным направлениям деятельности АО «ИЭРТ» относятся:

- Стратегическое планирование развития сети ОАО «РЖД»; включая определение «узких мест» в инфраструктуре и мероприятий по их устранению;

- Прогнозирование перспективных грузо- и пассажиропотоков c учетом федеральных и региональных программ социально-экономического развития;

- Автоматизация задач развития и использования перевозочных ресурсов;

- Экспертиза и оценка эффективности инвестиционных и инновационных проектов, включая расчеты бюджетной и макроэкономической эффективности;

- Разработка отраслевых сметно-нормативных документов.

Институт принял участие в актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.

Выполняется детальная проработка и сопровождение комплексных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, на подходах к портам Северо-Запада, Азово-Черноморского бассейнов, в Центральном транспортном узле, Санкт-Петербургском железнодорожном узле, включая разработку разделов «Организация движения» проектной документации. На регулярной основе осуществляется мониторинг достижения целевых показателей реализации указанных проектов.

Также в АО «ИЭРТ» приступил к разработке стратегического документа, регламентирующего поэтапный перевод участков железных дорог сети ОАО «РЖД» с автономной на электрическую тягу и повышение энергетической эффективности перевозочного процесса – Долгосрочного плана электрификации железных дорог сети ОАО «РЖД» до 2050 года.

Для реализации возможностей и укрепления позиций на рынке научных исследований в институте проводятся необходимые преобразования, в рамках последних изменений созданы новые подразделения – Центр развития пассажирских перевозок, Центр разработки и внедрения программного обеспечения, а также Центр проектного управления цифрового развития.

В 2021 году АО «ИЭРТ» вошел в тройку лидеров по ОАО «РЖД» среди компаний, участвовавших в импортозамещении программного обеспечения. В 2022 году разработанное АО «ИЭРТ» программное обеспечение АС Паспорт НПС включено в Реестр российского программного обеспечения.

АО «ИЭРТ» укрепляет лидерство в сфере своих традиционных компетенций и развивает новые, применяя современные методы работы.